ВНИМАНИЕ! Тексты пьес предоставлены только для ознакомления. Все авторские права на пьесы защищены международным законодательством по охране авторских прав и принадлежат автору. Запрещается их публичное исполнение, издание и размножение без письменного разрешения автора.

   mihhei@gmail.com                                                                                                                                                                              Михаил Хейфец

 

 

 

КОНТЕЙНЕР № 7

Нереальная история, которая происходит в абсолютно реальных обстоятельствах.

 

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ИСПОЛНИТЕЛЬ

КЛИЕНТ

 

  

   Затемнённая комната, окрашенная в нежно розовые и голубые тона и уставленная различными медицинскими приборами, которые обычно можно увидеть в кабинете врача.

   Видна дверь с надписью «ПРОЦЕДУРНАЯ».

   В центре комнаты стоит кресло, накрытое покрывалом.

   Снаружи доносятся звуки работающих механизмов, напоминающие звуки конвейера на заводе. Можно услышать, как с грохотом перетаскивают какие-то тяжёлые металлические предметы.

  Периодически пронзительно звучит звонок, мигает лампочка и раздаётся по громкой связи вызов: «Следующий!»

Из «Процедурной» в комнату входит Исполнитель, одетый в белый халат.

   Он снимает и выбрасывает в урну резиновые перчатки, включает свет в комнате и садится за письменный стол. Начинает просматривать и заполнять какие-то бумаги. После чего нажимает кнопку звонка и громко кричит: «Следующий!»

   

1.  ЗНАКОМСТВО.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Следующий!

 

Дверь открывается и в кабинет нерешительной походкой входит Клиент.

В руке у него папка с бумагами.

 

КЛИЕНТ.  Извините, сейчас, кажется, я? Можно войти?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да, проходите, пожалуйста. Разрешите взглянуть на ваши бумаги.

КЛИЕНТ (подходит и кладёт на стол папку с бумагами). Вот эти?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ну других-то у вас и нет. Шутка.  (открывает папку и просматривает бумаги). Так, это на месте… Подписи… Печать… Подтверждение… Фотография… Можно попросить вас встать прямо. Да, спасибо. А теперь в профиль. Отлично! Что ж, все документы в порядке, можно приступать.

ИСПОЛНИТЕЛЬ (встаёт из-за стола). Что вы так удивлённо смотрите? Вы же знали, куда и зачем вас привели.

КЛИЕНТ.   Да, конечно, знал. Но всё равно это так неожиданно. Нет, не то… Как раз – более, чем «ожиданно». Или так нельзя сказать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Здесь вам сейчас всё можно. Будем считать это исключением из правил.

КЛИЕНТ.   Исключение… Почему бы и нет. Ведь и ситуация исключительная. (Оглядывается по сторонам.) Я себе это место по-другому представлял. Скажите, это сейчас как бы – всё? Вот прямо сейчас, здесь всё как бы и произойдёт?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Почему же – «как бы»?  Шутка.  И не то, чтобы прямо сию минуту.  Можно приступать?

КЛИЕНТ.  Да. То есть, нет!

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Боюсь, я вас не понимаю. Так да или нет?

КЛИЕНТ.  Просто я не совсем знаком с порядком проведения…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Проведения процедуры.

КЛИЕНТ.  Процедуры?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Мы так это называем. Для вашей же пользы, чтобы не травмировать лишний раз поработали над терминологией.  Специалистов, психологов даже привлекли. Вам и так не легко, и мы это понимаем. Правда же лучше, чем то слово, которое вы хотели произнести?

КЛИЕНТ.  Это очень любезно с вашей стороны.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Процедура – совсем ведь по-другому звучит. И другие эмоции вызывает. Рад, что вы это оценили.  Знаете, далеко не все это умеют.

КЛИЕНТ.   Процедура… Да, это несколько лучше. Спасибо. Я оценил.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я тоже. Рад, когда с первых минут возникает вот такое вот взаимопонимание. Доверие…

КЛИЕНТ.  Мне тоже приятно, что мне достался такой приятный, я бы даже сказал обаятельный… как бы это сказать…

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Исполнитель. Называйте меня исполнителем.

КЛИЕНТ.  Исполнитель…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вам не нравится слово «исполнитель»? Это, кстати, тоже сделано для вас.

КЛИЕНТ.  Да я понимаю, чтобы не травмировать. Исполнитель… Гораздо лучше, чем… Ну вы понимаете.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Как с вами легко. Все бы с таким пониманием. Так что вы хотели спросить?

КЛИЕНТ.   Спросить…  (Оглядывает помещение.) Это вот здесь и будет проведена…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Процедура.

КЛИЕНТ.  Да. То, что вы называете «процедурой».  А как вы это будете… Это же обычная комната. Тут ничего такого нет. Ну… для этого…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Для процедуры.

КЛИЕНТ.  Да, для неё. (Осматривает внимательно комнату.) Обычный кабинет.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А что вы ожидали увидеть? Как видите – обычная комната. Несколько медицинских приборов. Для проведения ДО-процедурных мероприятий. А «Процедурная» у нас во там. (Указывает рукой на дверь с табличкой «Процедурная».) Если больше вопросов нет, то приступим. Приступим?

 

Клиент не отвечает.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Молчание – знак согласия. Шутка. Да я в общем-то больше из вежливости спросил. Вы же понимаете, что никакого согласия и не требуется. А вот сотрудничество приветствуется. Разденьтесь, пожалуйста.

КЛИЕНТ (испугано). Полностью?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Пока можно до пояса.

КЛИЕНТ (начинает раздеваться, но неожиданно останавливается). Есть! У меня есть ещё один вопрос! Мне же можно?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что вы имеете в виду?

КЛИЕНТ.  Вы меня спросили: есть ли ещё вопросы? Значит мне можно ещё что-то спросить. Я прав?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да, конечно. Клиент – всегда прав. Шутка. Спрашивайте. Но давайте договоримся, что после этого – никаких вопросов. Нам ещё многое надо успеть сделать.

КЛИЕНТ.   Клиент… Ах, ну да… понимаю. Клиент – это тоже, чтобы не травмировать. Это в моём-то положении? Смешно.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Рад, что у вас хорошее чувство юмора. Да ещё в такую минуту, это не каждый так может.

КЛИЕНТ.  Да. Спасибо. Только один вопрос. И потом, обещаю, я больше не буду вам мешать. Как бы это лучше спросить… Я видел в кино и читал в книгах… Там в таких ситуациях человеку предоставляется последняя просьба… Желание. Это так называется?  Это ведь правда?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. В разумных пределах. Конечно.

КЛИЕНТ.   Так значит можно? А что же вы мне сразу не сказали?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Потом обязательно бы сказал. Это у нас строго. Это – Протокол. Пожалуйста. Я вас слушаю.

КЛИЕНТ.  Сейчас, минутку… Мне надо сосредоточиться. Что же это такое… Сразу и не сообразить…

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Не волнуйтесь. Никто вас не торопит.

КЛИЕНТ.   Правда. А вы разве не торопитесь?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  У меня ненормированный рабочий день.

КЛИЕНТ.   Всё равно неловко. Да я, собственно и не переживаю… Хотя, нет, конечно, переживаю. Это же нормально в моём положении? Разве можно по-другому? Знаете, должен вам признаться: хоть вы и заменили терминологию, но это всё равно травмирует. Вы меня понимаете?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Отлично понимаю. Так что вы хотели попросить?

КЛИЕНТ.   Ах, да… Попросить… надо было об этом раньше как-то подумать. Всё-таки последняя. Что же я не догадался… Это же важно. Это же надо решить: что для тебя важнее… Другого-то случая не будет… Ведь не будет?

 

Исполнитель отрицательно качает головой.

 

КЛИЕНТ.  Что же такое… Голова идёт кругом… Столько всего… Что же… А что обычно просят?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Кто – что. Чаще всего закурить.

КЛИЕНТ.  Точно! Закурить. Последнюю сигарету… Мог бы и сам сообразить.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Будете курить?

КЛИЕНТ.   Раз можно…

ИСПОЛНИТЕЛЬ (открывает коробку). Выбирайте на свой вкус. Выбор невелик, но – чем богаты. Не стесняйтесь.

КЛИЕНТ (внимательно разглядывает содержимое коробки). Да я не очень в этом разбираюсь…

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Вам помочь?

КЛИЕНТ.   Если не затруднит. Хотя, нет. Не надо. Какая разница? (Достаёт пачку сигарет.) Вот эти.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Отличный выбор.

КЛИЕНТ (изучает коробку с сигаретами). С фильтром. Это, наверное, полезнее для здоровья?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Возможно. Хотя, в вашем положении это уже не столь важно. Простите. Неудачная шутка. Огоньку? (Достаёт зажигалку.)

КЛИЕНТ (продолжает разглядывать пачку сигарет). Верблюд. Смешной. Они вообще очень смешные. Вы не находите?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Раньше никогда об этом не задумывался.

КЛИЕНТ.  В детстве я любил ходить в зоопарк и там был верблюд. Ну совсем как этот. Очень похож. Мы с ним разговаривали…  Я ему ещё имя придумал. Он откликался… Ну очень, очень похож. Можно сказать, встретились… (Замечает, что Исполнитель держит на вытянутой руке зажигалку.) Ах, простите. (Вставляет сигарету в рот.)

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Вы вставили сигарету не тем концом.

КЛИЕНТ.   Ох, извините. Нет. я знаю как надо. Просто перепутал. Вы не подумайте…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да с кем не бывает.  

 

Клиент неумело раскуривает сигарету. Пытается затянуться, закашливается.

 

КЛИЕНТ.  Вы не подумайте, я умею. Просто закашлялся. Хорошие сигареты. Только крепкие. И давно не курил. (Подносит сигарету ко рту, но так и не решается затянуться.)  Если честно, я не курю. А вот если я вот так просто постою с сигаретой? Это как? Считается? Ну что я, типа, курю. Так можно?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Как вам угодно.

КЛИЕНТ (смотрит на тлеющую в руке сигарету). Вот я даже и не курю, а она всё равно сгорает. И быстро так. А если бы я курил, то было бы ещё быстрее. Совсем мало осталось. Вы не подумайте, что я это специально придумал, чтобы потянуть время. Типа, хитрю. Некрасиво получается. И сам не курю, и вас задерживаю.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Пусть вас это не беспокоит.

КЛИЕНТ.  Ну вот, почти и догорела. Только фильтр остался. Фильтр ведь не будет гореть?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не будет.

КЛИЕНТ.   Значит, всё. А вот мне сейчас пришло в голову. А если бы я взял сигару? Есть такие длинные. Они ведь, наверное, намного дольше горят.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Значительно дольше.

КЛИЕНТ.  Вы не подумайте, что я хочу ещё и сигару выкурить. Просто из любопытства: а можно было попросить сигару?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да.

КЛИЕНТ.   Вот всегда я так… Надо было раньше спросить. Всё сгорела. Куда можно выбросить?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да вот сюда. В пепельницу.

КЛИЕНТ.   Что теперь?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Если больше нет желаний, то предлагаю приступить к подготовке процедуры.

КЛИЕНТ.   Уже?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да что вы такой напряжённый, расслабьтесь. Взгляните – обычная комната. Даже решёток нет на окнах. Стол. Телефон. Всё, как в обычном медицинском кабинете. Посмотрите на меня. Вы же сказали, что я вам симпатичен.  Так?

 

Клиент согласно кивает.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ну вот. И что вы так испугались? Прямо весь дрожите. Представьте, что вы просто пришли в поликлинику. Даже лучше. В поликлинике до смерти залечат и ни курить, ни выпить не предложат. А тут – пожалуйста. (Достаёт бутылку спиртного.) Хотите?

 

Клиент согласно кивает.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Вот. Другой разговор. (Наливает из бутылки в стакан и протягивает Клиенту.)  Кстати, вы могли и сами попросить. Вместе с сигаретой.  В счёт последнего желания.

КЛИЕНТ (нюхает содержимое стакана). Правда? А я не знал.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да что вы её нюхаете.

 

Клиент выпивает и закашливается.

 

КЛИЕНТ.  Извините. Такая крепкая. Я вообще-то не пью.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А то! Высший сорт. Из моих личных запасов. Тут за казённый счёт такую отраву предлагают, что и никакой процедуры может не понадобиться. Шутка. Ну как? Полегчало?

КЛИЕНТ.  Да. Спасибо. Хорошо, что вы сами предложили. А я и не знал. Я ведь в первый раз. Глупость сказал. Как будто бывает второй.  Смешно, правда?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я и сам люблю пошутить. И ценю это у других. Ну что, готовы?

КЛИЕНТ.   Да. Нет! А вот вы говорили, что я и сам мог попросить, но не знал. Может быть, есть ещё что-то, что положено… Что я мог бы попросить, но не знаю. Есть?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Некоторые считают нужным произнести последнее слово.

КЛИЕНТ.  Слово? Только слово?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Нет, ну это только так говориться – «слово». Слов может быть сколько угодно. Типа – речь.

КЛИЕНТ.  Это очень хорошо придумано. Это так гуманно, дать человеку сказать последнее слово. Что-то очень важное… А кому это можно сказать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  В смысле?

КЛИЕНТ.  Но это слово. Речь. Это же кто-то должен услышать. Иначе какой в этом смысл? Что сказал, что нет.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Это вы точно подметили. С аудиторией есть некоторая проблема. Но, если вы не против, то я готов предоставить себя в ваше распоряжение. Обещаю выслушать со всем вниманием. (Садится на стул напротив Клиента.)

КЛИЕНТ.  Только вы… Даже не знаю, стоит ли тогда…

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Нет. если вы считаете меня недостаточно достойным слушателем.  Полагаете, что я не способен понять ваши мысли… Я и не претендую.

КЛИЕНТ.  Нет, вы меня совсем не так поняли. Я не хотел вас обидеть. Просто это так странно – только для одного… Да, если честно, я никогда и не произносил никаких речей.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Это вы сейчас специально повод такой придумали, чтобы не выступать передо мной. А ведь я могу обидеться.

КЛИЕНТ.   Клянусь вам, чистая правда. Ну, посудите сами, что я такое могу сказать? Даже как-то в голову ничего не приходит.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  А вы закройте глаза и представьте, что я тут не один, а нас тут полный зал.

 

Клиент закрывает глаза. Стоит так некоторое время.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ну, смелее. Представили?

КЛИЕНТ.  Представил. Но только хуже. Лучше для вас одного. Так даже легче. Сейчас. Вы не подумайте, что я специально, чтобы тянуть время… Вы же сами предложили. Сказали, что положено. Мне только с мыслями собраться. Я же не злоупотребляю?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Никоим образом.

КЛИЕНТ (стоит некоторое время молча, но так и не решается начать).  Совсем как с этой сигаретой.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что вы имеете в виду?

КЛИЕНТ.  Можно было взять сигарету, а можно сигару… вроде, одно и тоже, а какая разница во времени.  Так и здесь... Вы же сами сказали, что это только так говорится – последнее слово. А на самом деле слов может быть сколько угодно. Так?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не понимаю, к чему вы клоните.

КЛИЕНТ.  Жаль, что я не умею говорить. В смысле – выступать. Вот есть такие, которые могут произносить речи часами. Говорить, говорить… И все их слушают. Политики всякие… Лекторы… Ничего, что я спрошу? Просто для интереса. А вот так можно было бы? Если бы я так умел: говорить, говорить… Так можно?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Для этого и предоставляется последнее слово. Лично я никогда не прерываю. Люблю послушать. Иногда попадаются очень даже талантливые ораторы. Так вы будете говорить?

КЛИЕНТ (после небольшой паузы).  Нет. Если бы я мог как эти, которые часами. То в этом был бы какой-то смысл. А так… будем считать, что я уже использовал своё право. Я в вашем распоряжении. Что нужно делать?

 

2. МЕДОСМОТР.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Продолжим с того, на чём остановились. Раздевайтесь.

КЛИЕНТ.  Брюки снимать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Пока достаточно только до пояса. Подойдите сюда. Станьте прямо.

(Измеряет и записывает рост.) Теперь на весы. Вы в отличной форме.

КЛИЕНТ.   Я старался следить.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Прямо как про вас сказано, помните? Хоть не куришь и не пьёшь – всё здоровеньким помрёшь. Шутка. Согласен, что не очень к месту. Но, согласитесь, что смешно. У вас же хорошее чувство юмора.

КЛИЕНТ.  Да, смешно. Вы извините, что я не смеюсь. Сами понимаете… Но я готов оценить. А зачем мы всё это делаем?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Медицинские показатели – очень важны для правильного выбора способа проведения процедуры. Вы, кстати, тоже будете участвовать в выборе.

КЛИЕНТ.   Но я в этом ничего не понимаю. Как же я могу…

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Вот для этого я здесь. Не волнуйтесь, вы в надёжных руках. Вместе сядем, я вам всё подробно объясню. Выскажете свои пожелания.

КЛИЕНТ.   Скажите, а это больно? Вы применяете анестезию?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  В особых случаях и по настоянию клиента. Даже, если в этом нет необходимости. Помните? Клиент – всегда прав. Это про нас.

ИСПОЛНИТЕЛЬ (измеряет клиенту давление).  Жаль, что наши клиенты не могут впоследствии выставить оценку за качество оказанной услуги. Две, три, пять звёздочек…  Специфика такая. Работаем без обратной связи. Шутка.

КЛИЕНТ.  Не боитесь, что вас могут привлечь за нарушение закона о правах потребителя: предоставление непроверенных услуг? Шутка.

ИСПОЛНИТЕЛЬ (прослушивает стетоскопом сердце). Смешно! Сейчас не дышите… Повернитесь.

КЛИЕНТ.  А для чего всё это? Вес, рост… Это, действительно, так важно для… для того, что вы сейчас собираетесь делать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Даже не представляете насколько. Прилягте на кушеточку. (Нажимает в разных местах.) Чтобы вы поняли важность влияния развития научного прогресса на нашу сферу деятельности.  Вот возьмём для примера простейшую процедуру – повешение.

КЛИЕНТ.  Простейшая?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. По исполнению. Но это только на первый взгляд. Иногда результата механической асфиксии приходится ждать три и более минуты! Представляете, к каким мучениям это приводит?

КЛИЕНТ.  Ужас какой. Даже и представлять не хочу.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  И правильно. Ужас. Но мы же цивилизованные люди. В некотором смысле – гуманисты. Вот поэтому учёные задумались, как можно это исправить? Проделали различные опыты и установили, что для достижения мгновенного результата приговорённого надо не просто подвесить, а сбросить с высоты в несколько метров.  Перевернитесь на живот. (Продолжает осмотр.)

КЛИЕНТ.  И что это меняет? Сбросить вместо подвесить?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Всё! Всё меняет. В таком случае разрываются шейные позвонки, и результат достигается, практически, мгновенно. Наука! Даже придумали специальную таблицу, с какой высоты кого надо сбросить, чтобы и результат был, и голова не оторвалась.

КЛИЕНТ.  Как!.. Как это – отрывается голова.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да что вы так испугались. Это – если неправильно рассчитать высоту. Но, если всё сделать по науке: вес, рост… Всё учитывают. Вот вас, если вам интересно, при ваших данных чтобы всё было как надо: и голова на месте, и результат… (Задумывается.) То надо сбросить с высоты… минуточку… сколько там был рост… при вашем весе… Выходит примерно чуть больше 6 футов или один метр девяносто сантиметров. Наука! А вы спрашиваете – зачем?

КЛИЕНТ.  Господи, мне может оторвать голову?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что вы так нервничаете? Лежите спокойно. Вы видите, здесь виселицу?

КЛИЕНТ.  Здесь нет.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ни здесь, ни за теми дверями. Не верите? Можете сами убедиться, загляните в ту дверь с табличкой: «Процедурная». 

 

Клиент встаёт с кушетки и с опаской подходит к двери. Хочет её приоткрыть, но потом передумывает и возвращается на кушетку.

 

КЛИЕНТ.  А зачем вы мне тогда про это рассказали?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Так… чтобы поддержать беседу. Познакомить с последними достижениями в нашей области… Я же вижу, что вы напряжены. А беседа очень хорошо снимает стресс. Психологи советуют для успокоения.

КЛИЕНТ.  А другую тему для «успокоения» нельзя было выбрать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я же не знаю, чем вы интересуетесь.  Хотел ввести вас в историю вопроса. Успокоить, отвлечь.

КЛИЕНТ.  Считайте, что отвлекли. Отрывается голова – какой ужас.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вы так и не заглянули в ту комнату.

КЛИЕНТ.  С какой высоты вы сказали меня надо сбросить?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Примерно два метра. Даже не ожидал, что вы настолько впечатлительный.

КЛИЕНТ (оценивает высоту потолков). Потолки примерно…

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Ровно три метра.

КЛИЕНТ.  Где-то так…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А ещё плюс само устройство, плюс ваш рост. Как видите вам абсолютно не о чем волноваться, у нас просто нет физической возможности сбросить вас с нужной высоты.

КЛИЕНТ.  Вы действительно считаете, что у меня сегодня нет повода для волнения? Как вы говорите? – шутка!

 

3. КРЕСЛО.

Исполнитель подходит к креслу и снимает с него покрывало.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Сядьте, пожалуйста, в это кресло.

 

Клиент опасливо оглядывает кресло.

 

КЛИЕНТ.  Сюда?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да. Вас что-то смущает?

КЛИЕНТ.  Оно какое-то странное…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Обычное медицинское кресло. Обратите внимание, на оригинальную раскраску. Правда, весёленькая?

КЛИЕНТ.  Чтобы не травмировать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вот, вы уже и сами всё понимаете. Прошу.

КЛИЕНТ (подозрительно разглядывая кресло). Там какие-то провода.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Правильно, это же кресло для обследования. Вы же помните, чем мы занимаемся? Обследованием. Прошу вас, садитесь.

КЛИЕНТ (хочет сесть, но в последний момент передумывает). А нельзя без этого обследования? Вы и так уже много чего проверили. Разве недостаточно?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Без этого обследования мы не сможем предложить вам больше половины услуг из общего списка.  И потом, я просто обязан. Протокол.

КЛИЕНТ.   А и пусть будет неполный список. Я, знаете, совершенно не привередливый. Уверен, и того, что осталось - вполне достаточно, чтобы… чтобы… Ну вы понимаете для чего.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Чтобы провести процедуру. Мы же договорились называть это – проведением процедуры.

КЛИЕНТ.  Да я помню. Чтобы не травмировать.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ключевое слово – «не травмировать». Уверяю, вам ничего не угрожает. Здесь всё продумано для того, чтобы вас не травмировать. В том числе это кресло. Психологи специально работали над оформлением.

КЛИЕНТ (оглядывает помещение и кресло). Да. Приятно.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ну вот, а вы всё чего-то всё-время боитесь. У меня складывается впечатление, что вы мне не доверяете. Даже обидно.

КЛИЕНТ.  Извините, если я вас обидел. Раз вы настаиваете… А что вы сказали, мы будем на нём исследовать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Будем определять возможности вашего организма к различным видам воздействия. Только и всего.

КЛИЕНТ.  Различным видам… Их так много?

ИСПОЛНИТЕЛЬ (делано рекламными интонациями). Мы постоянно работаем над расширением ассортимента наших услуг! Шутка. Знаю, что вам не смешно. Но как-то надо вас успокоить. Вы будете садиться?

 

Клиент хочет сесть, но в последний момент передумывает.

 

КЛИЕНТ.  И всё-таки оно какое-то странное. Я понял на что оно похоже. Я видел в кино. Такой стул для приведения приговора. Электричеством. Очень похоже.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Вам сейчас и в обычном утюге чего только не померещится. Не будьте ребёнком. Давайте, давайте, усаживаетесь уже. (Подталкивает Клиента в кресло.)

 

Клиент нехотя даёт усадить себя в кресло. Исполнитель начинает подключает всякие электроды, датчики.

 

КЛИЕНТ (с опаской следит за действиями Исполнителя). И всё-таки мне это очень не нравится. Все эти провода…  Может быть, всё-таки можно как-то без них? Вы уверены, что это необходимо?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Совершенно необходимо. Зато потом у вас будет более широкая возможность для выбора.

КЛИЕНТ.  Я же сказал, что мне это не нужно. У вас там что-то трещит и искры летят. Оно точно исправно?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Этот контакт всегда заедает. О! Получилось. Никакого повода для волнения. (Успокаивающим тоном.) Сейчас закончим, потом сядем, вместе всё обсудим, и подберём для вас что-нибудь наиболее подходящее… Осталось последнее… Положите руки на подлокотники. Прекрасно.  (Быстро пристёгивает ремнями руки Клиента к креслу.)

КЛИЕНТ.   Что вы сделали?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Всего лишь пристегнул ваши руки. Позвольте… (Обходит кресло сзади и застёгивает дополнительные ремни на груди.)

КЛИЕНТ (пытается вырваться из пут ремней). Эй! Вы же обещали. Вы же говорили, что это только тест. Что ещё есть время. Что всё будет там, за той дверью!

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вот всегда так: предупредишь, всё подробно объяснишь – не верят. Буянят.  Сделаешь исподтишка, вот как сейчас – опять буянят. А протокол требует. И что я сейчас ни скажу – никто никогда не верит.

КЛИЕНТ.  Я… Я вам поверю. Если вы скажете правду.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да слышал я уже это сто раз. Хорошо. Это – ещё не то, что вы подумали. Это – только очередной тест. Верите?

КЛИЕНТ.  Нет.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я так и знал.

КЛИЕНТ.  А зачем все эти провода?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Проверяем сопротивляемость организма к воздействиям электрических колебаний. Ничего страшного. Вы почти ничего не почувствуете.  Только лёгкое покалывание.

КЛИЕНТ.  Если ничего не почувствую, зачем же вы меня связали?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Так вы же никто, никогда не верите! Чёрт бы вас всех побрал! Никто и никогда! Сидели бы тихо, никто бы вас и не вязал.

КЛИЕНТ.  Лучше скажите честно: это мы уже приступили к самой процедуре. Да? Я должен знать.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Нет, конечно.

КЛИЕНТ.  Я вам не верю.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Зачем тогда спрашивали? Какой вы неблагодарный. Я делаю всё, чтобы как-то скрасить ваши последние минуты… Только что не танцую тут перед вами.

КЛИЕНТ.  Минуты? Вы сказали: осталось всего несколько минут?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Опять затрясся! Ну это только так говорится. Минуты, мгновения, часы… Какая разница?

КЛИЕНТ.  Вот вы и проговорились. Минуты… А сколько минут? Как же так… Это не честно.

 

Исполнитель достаёт и пытается одеть на голову Клиента шлем с датчиками и проводами. Клиент отчаянно крутит головой. Тогда исполнитель берёт и затягивает ещё один ремень под шеей, так что голова клиента оказывается жёстко зафиксирована.  После чего одевает ему на голову шлем и подключает провода.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да не мотайте вы головой. Так не туго?

КЛИЕНТ (хрипя). Вы меня сейчас задушите.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я ослаблю, но вы обещайте не дёргаться. Так лучше?

КЛИЕНТ (тяжело дыша). Как я мог поверить! Прейскурант… Я вам всё расскажу… Объясню. А сами заманили обманом в этот стул.  Я сразу, как чувствовал, когда не хотел в него садиться. (Передразнивает.) «Не о чем беспокоиться… Это только подготовительный этап… Потом вместе сядем, выберем…» Вот это мой выбор? Я с детства боюсь электричества. Лучше уж сбросить с двух метров. Там хоть – мгновенно. Даже если голову оторвёт. Чёрт с ней. А электрический стул, я видел в кино – это ужасно! Неужели нет ничего другого?  У вас опять что-то там щёлкает. Вы уверены, что оно исправно? Или это – тоже ваши шуточки? Скрасить он пытался последние мгновения. Как же… Мне уже всё равно. А вам этого, наверное, никто никогда не решался сказать. А я скажу. Вы вообще не умеете шутить. У вас тупые шутки. Да это даже и не шутки. А… если бы вы не прибавляли каждый раз, что это шутка, никто бы никогда и не понял, что вы хотели пошутить. Можете включать ваш электрический стул.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Закончили? Можно включать? Прекрасно. (Включает, садится к столу, смотрит на приборы и что-то периодически отмечает в блокноте.)

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Как вы себя чувствуете?

КЛИЕНТ.  Вы уже включили?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да. Тестирование идёт по графику.

КЛИЕНТ.   И что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Если вас интересуют данные… Пока все показатели в норме. Уверен, что и конечный результат будет таким же. Поздравляю.

КЛИЕНТ.   С чем? Что у меня нет противопоказаний для того, чтобы до смерти шарахнуть электрическим током? Вы бы здесь непременно добавили – шутка.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Кстати, по поводу шуток вы правы. Так себе… Но, извините, как могу. Для вас же стараюсь. Рекомендовано психологами для поддержания эмоционального состоянии клиента.

КЛИЕНТ.   Какой гуманизм! Я должен спасибо сказать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Если честно, мы в своей работе и не рассчитываем на благодарность клиентов. Так что, не трудитесь.

КЛИЕНТ.  А и не собирался благодарить.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Понимаю. Вполне адекватное поведение в вашем положении. Постарайтесь чуть поменьше двигаться. Очень чувствительные датчики. Возможны помехи.

КЛИЕНТ.  А мне плевать на ваши тесты.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вообще-то это для вашего же блага. Но я не обижаюсь. Я же понимаю ваше состояние. И вы – как все.

КЛИЕНТ.  Это как же?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Всё ваше поведение уже изучено. Сначала – испуг. Потом – недоверие. Теперь агрессия. Далее будете обличать, стыдить, заверять в своей невиновности… Каждый раз одно и тоже. Но мы стараемся относиться с пониманием.

КЛИЕНТ.  Гуманисты… Если вы такой гуманист, то как вы отнесётесь к тому, что я – вообще не понимаю за что и как здесь оказался?

 

Исполнитель отрывается от своих записей и внимательно смотрит на Клиента.

 

КЛИЕНТ.  Интересно? Я же вижу! Это ещё не всё. То, что я здесь – это чудовищная ошибка. Я ни в чём не признался ни в суде, ни у следователя. Я совершенно ни в чём не-ви-но-вен! (Внимательно следит за реакцией Исполнителя.)

КЛИЕНТ (разочаровано).  Я не виновен. Вам это без разницы?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Четвёртая стадия.

КЛИЕНТ.   Что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я вам только что перечислял все стадии поведения клиентов. Вы вышли на четвёртую.

КЛИЕНТ.   Ну, конечно, у вас же здесь всё по науке. Мы для вас – как подопытные кролики. Чего нас жалеть.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Третья стадия. Обличение с переходом в агрессию. У вас небольшое смещение очерёдности поведения. Но такое случается.

КЛИЕНТ.  Демонстрируете отсутствие эмоций? А мне в какой-то момент показалось, что на вас это произвело впечатление. Как-то задело… Я же видел.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Нет. Это было другое. Так кое-что вспомнилось. Дежавю. Знаете, что это?

КЛИЕНТ.  Ощущение, что уже когда-то был в подобной ситуации или в подобном месте… какое это имеет отношение ко мне?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Пока никакого. Потом будет видно.

КЛИЕНТ.  Звучит угрожающе. Интересно, как только такими становятся? Можете не отвечать.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да нет… Я отвечу. Где таких находят? Уверяю вас – несложно. Почти любой может. Просто всё зависит от обстоятельств.

КЛИЕНТ.  Нет таких обстоятельств, которые могут заставить человека заниматься… тем, что вы делаете. Вот лично вам – я же вижу – вам это нравится. Вот это деланное добродушие. Шуточки… А сейчас пытаетесь меня запугать.  Не удивлён, что вы выбрали именно эту работу.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Иногда не вы, а работа выбирает вас.

КЛИЕНТ.  И как же это?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Я уже говорил: иногда обстоятельства вынуждают.

КЛИЕНТ.  Опять вы про какие-то обстоятельства. Вот лично меня никакие обстоятельства бы не заставили.

ИСПОЛНИТЕЛЬ (некоторое время задумчиво разглядывает Клиента). Так в себе уверены?

КЛИЕНТ.  Что вы всё время на меня смотрите. Мне это неприятно.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А давайте проверим. (Встаёт и направляется к сидящему в кресле Клиенту). Сами напросились.

КЛИЕНТ.  Что? Что вы собираетесь делать?

 

4. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО № 1.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Решили поэкспериментировать? Посмотреть на реакцию? Хорошо. Сейчас вам будет реакция. (Подходит к Клиенту и снимает датчики. Но оставляет его привязанным ремнями к креслу.) Значит, вы заявляете, что невиновны?

КЛИЕНТ.   Да. А что вы делаете?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. И будете на этом твёрдо настаивать?

КЛИЕНТ.  Это правда. Почему вы снимаете эти провода? Мы разве закончили?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Невиновен. И это правда. Отлично! И для чего вы мне это сказали?

КЛИЕНТ.  Я… я уже жалею, что сказал. Вы меня напугали. А почему вы прекратили медосмотр?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Пойдём по ускоренной процедуре. Будем считать, что у нас уже достаточно данных. Вы ведь сами просили сократить. (Отцепляет удерживающие Клиента ремни.) Можете встать.

КЛИЕНТ (вжимается в кресло). Нет, я никуда не пойду. Что за ускоренная процедура? Я не просил. Вы не можете. У вас протокол. Вы сами говорили, что это очень важно – всё сделать по науке.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Будем считать, что у нас уже достаточно данных. Вы не ответили на вопрос. Для чего я должен знать, что вы невиновны?

КЛИЕНТ.  Я подумал, что вам может быть это интересно. Глупо, конечно… А давайте лучше продолжим, как раньше. Я буду молчать. А вы проверять, измерять… Записывать… Шутить! Вы же любите шутить.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  А мы и продолжаем. Вы пытаетесь убедить меня в своей невиновности. Что была допущена чудовищная ошибка. Вот для чего вы это заявили? Что это может для вас изменить, раз вы уже здесь? Значит вы это сделали, чтобы… Ну? Чтобы что?

 

Клиент не отвечает.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Значит вы это сделали, чтобы изменить что-то во мне.  В моём отношении к вам…

КЛИЕНТ.  Это у меня случайно вырвалось.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Случайно- не случайно… Но это уже было сказано. И как, по-вашему, я должен дальше себя вести после вашего заявления? Отпустить вас? Но я не могу.

КЛИЕНТ.  Извините, я не хотел… Я не думал, что это вас так заденет.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Спасибо! Огромное вам спасибо за откровенность. Вы даже не могли предположить, что человек моей профессии способен испытывать эмоции, сомнения, сострадание…

КЛИЕНТ.  Я думал, что это как бы не очень совместимо с вашей… э-э-э… производственной деятельностью.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А что вы вообще знаете о моей «производственной деятельности»?

КЛИЕНТ.  Простите, но я, действительно, не думал, что это так вас травмирует…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вот вас бы это травмировало?

КЛИЕНТ.  Причём тут я… Я бы никогда и не смог заниматься этим… таким…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вы не ответили: вас бы это травмировало? Знание, что вы стали причиной смерти невиновного?

КЛИЕНТ.  Думаю, что да…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не виляйте!

КЛИЕНТ.  Да. Мне было бы неприятно.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что значит «неприятно»?

КЛИЕНТ.  Ну… Я бы испытывал муки совести…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что это значит?

КЛИЕНТ.  Как это объяснить…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Так и объясните. Потеряли бы сон, аппетит… Перестали бы спать с женой.

КЛИЕНТ.  Да, наверное…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что ещё?

КЛИЕНТ.  Ещё, возможно, пить. Да, алкоголь, наверное, помогает в таких случаях.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Отлично! И вот это всё вы желаете мне? Потерять сон, аппетит, интерес к женщинам. Наконец, спиться…

КЛИЕНТ.  Я этого не сказал…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Потерять работу. Да. Да… Для нас это профнепригодность. Хотите, чтобы я по вашей милости остался без работы?

КЛИЕНТ.  Нет, конечно…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А моя семья на улице?

КЛИЕНТ.  Наверное, вы правы, не следовало мне этого говорить. Хотите, я скажу, что виновен. Вам так будет легче?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Нет! Вы уже сказали: «невиновен». Так, когда вы говорили правду?

КЛИЕНТ (после небольшой паузы). Сейчас. В смысле, когда сказал, что виновен.

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  А почему же я вам должен верить? Ладно. Всё. (Возвращается к столу и начинает заполнять какую-то бумагу.)

КЛИЕНТ.  Что вы там пишите?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Составляю акт-отчёт о выполненной работе.

КЛИЕНТ.  Как? Как выполненной? Но ведь вы ещё ничего не выполнили. Вы даже не закончили необходимые проверки.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Это пустая формальность.

КЛИЕНТ.  Как формальность? Стойте! Прошу вас, остановитесь. Да посмотрите на меня. Сделайте скидку на стресс, нервное перевозбуждение… непривычные обстоятельства. Обстоятельства! Вы же сами говорили, что это важно. Что вы там всё пишите, пишите!?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Дая я уже закончил. (Показывает заполненный бланк.) Формально вас уже нет.

КЛИЕНТ.  Что значит – нет? Послушайте, но нельзя же так. Давайте вспомним, как всё хорошо начиналось. Господи, что я несу. Что тут может быть хорошего… Неважно. Помните? В самом начале вы сказали, что я вам симпатичен. А я вам сказал, что вы очень обаятельный и приятный. От чистого сердца сказал. Так всё было мирно было. Вы мне дали и покурить, и выпить… И шутили так смешно. Поддерживали… Что изменилось? К чему эта гонка? Вы же говорили, что мы ещё должны сесть, всё обсудить… Вы мне расскажете – что, да как… Вместе подберём наиболее подходящий вариант.

ИСПОЛНИТЕЛЬ (поднимает и показывает Клиенту акт). Вот здесь уже указан тот самый подходящий вариант, которым была проведена процедура.

КЛИЕНТ.  Как это - «была проведена». Это значит меня как бы уже и нет. Это значит – всё? Больше никаких шансов?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А какие у вас были шансы до того? Так я зачитаю?  Интересно?

КЛИЕНТ.  Да. Нет!

ИСПОЛНИТЕЛЬ (читает скороговоркой). «Данный акт о проведении работ составлен и…» ну тут следует число, время, номера постановления… Это можно пропустить. Вот это вам интересно: «После проведения всех необходимых медицинских проверок и предварительного согласования в отношении указанного в решении суда лица была выбрана наиболее соответствующая и подходящая форма проведения процедуры…» Внимание! Сейчас самое интересное. Барабанная дробь! (Повторяет.) «выбрана наиболее соответствующая и подходящая форма проведения процедуры в виде…» (Делает театральную паузу.)

КЛИЕНТ (закрывает ладонями уши).  Стоп! Перестаньте. Я не хочу. Не хочу этого знать. Я ничего не слышу. Ничего не слышу!

ИСПОЛНИТЕЛЬ (прерывает чтение). Как хотите. (Достаёт печать и с размахом, громко ставит её на акт.) Вот теперь точно всё.

КЛИЕНТ.  Я кое-что слышал. Там было сказано, что «по согласованию». А вы со мной ничего не согласовали. Это нарушение!

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Согласен. Но просто доверьтесь моему опыту и поверьте, что я выбрал для вас наилучший способ. Вам даже анестезия не понадобится.

КЛИЕНТ.  Почему не понадобится? Вы же говорили, что можно воспользоваться. Так нельзя. У меня должны быть права. Хоть вы меня формально уже и того… Но я уверен, что это нарушение. Серьёзное нарушение. Я буду жаловаться!

ИСПОЛНИТЕЛЬ (указывает рукой на телефон). Пожалуйста.

КЛИЕНТ.  Что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Жалуйтесь.

КЛИЕНТ.  Вы не шутите? Можно?

 

Исполнитель делает приглашающий жест рукой.

Клиент осторожно подходит к телефону. Протягивает руку к трубке…

 

КЛИЕНТ (с удивлением рассматривает телефон). Разве такими ещё пользуются? Надо на что-то нажать? Набрать какой-то номер?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Просто снимите трубку.

 

Клиент снимает трубку и прикладывает её к голове.

 

КЛИЕНТ.  Алё! Алё! (Прислушивается.) Что сейчас?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Жалуйтесь.

КЛИЕНТ.   Алё! (Прислушивается.) Там никто не отвечает. Даже нет гудка. В этих телефонах я помню, должен быть гудок. Он вообще работает?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Извините, ничего другого предложить не могу.

 

Клиент раздражённо бросает трубку.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Можете выставить мне минимальную оценку и оставить отрицательный отзыв за качество оказанной услуги. Хотите?

КЛИЕНТ.  Да, хочу. Как?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Шутка. Мы это обсуждали в самом начале. В нашем производстве нет обратной связи с клиентом.

КЛИЕНТ.  Издеваетесь.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А вы нет? Решили мне напоследок немного жизнь подпортить? (Утрировано.) Я вам по ночам буду являться! Не-ви-но-вен!

КЛИЕНТ.  Я же потом сказал, что соврал. Что – виновен.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А до этого говорили, что и в суде, и на следствии утверждали, что невиновен. Так, когда вы говорили правду?

КЛИЕНТ.   Но и суд и следователь доказали мою вину. Значит – я виновен. Ну как вам ещё сказать? Ви-но-вен! Вы что не доверяете решению суда? У вас на столе выписка из приговора. Виновен! Виновен! Вам недостаточно?  

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вы такой дрянной актёр, сразу видно – врёте. Не верю!  Да и как вам поверить, если вы несколько минут назад уверяли обратное. Чёрт, как мне это всё надоело. Хватит уже болтовни. Чем быстрее кончим, тем лучше.

 

Исполнитель какое-то время сидит, покачиваясь на стуле. Потом резко вскакивает.  Направляется к одному из ящиков, открывает его и начинает перебирать какие-то железяки.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Как мне это всё надоело.

КЛИЕНТ (испугано).  Что вы ищете?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не важно. (Продолжает открывать ящики и вытаскивать различные инструменты. Клещи, сверло…).

КЛИЕНТ (испугано с тревогой). Чем вы там гремите?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вас это не должно интересовать. Это просто инструменты.

КЛИЕНТ.  Как же это меня может не касаться? Меня здесь всё касается. И эти инструменты – зачем они вам?

 

Исполнитель не отвечает и продолжает что-то искать.

 

КЛИЕНТ.  Вы же говорили, что всё будет не в этой комнате. И даже анестезия не понадобится…

ИСПОЛНИТЕЛЬ (достаёт большой молоток.) Всегда так, самое нужное никогда не найти.

КЛИЕНТ.  Зачем вам молоток?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Сейчас увидите.

КЛИЕНТ.  Послушайте, вы же не собираетесь этой штуковиной произвести… процедуру.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Хорошая идея.

КЛИЕНТ.  Я… Я буду кричать.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Пожалуйста.  (Выжидательно смотрит на Клиента, при этом покачивая молоток в руке в разные стороны.) Ну? Что же вы не кричите?

КЛИЕНТ (внимательно следя за движениями молотка в руке Исполнителя). А зачем тогда были все эти проверки? Вы не можете… Всё должно быть по закону!

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не волнуйтесь, будет вам по закону.

 

Исполнитель возвращается к столу, берёт стул, переворачивает его и несколько раз бьёт молотком по одной из ножек. Проверяет: не шатается ли она? Ставит стул на место и усаживается.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Какой же вы скользкий, изворотливый тип. И ещё меня смеете в чём-то упрекать? Сами готовы ради нескольких лишних минут продать своё честное имя. Знаете, пожалуй, вот теперь-то я точно уверен, что вас правильно обвинили. Что вы виновны. И наверняка ещё во многом другом… Так что, не радуйтесь – буду спать спокойно, крепким, здоровым сном.

КЛИЕНТ.  Как хорошо, что вы мне наконец поверили. Нельзя вот это… то, что вы написали и поставили печать… Нельзя это пока куда-нибудь отложить? Или лучше даже порвать. Вы же сами говорили, что это только формальность. Потом сядем, обсудим… Вы мне всё объясните, как и что… Вы же обещали.

ИСПОЛНИТЕЛЬ (смотрит на лист с актом). Не волнуйтесь. Я время производства процедуры ещё не указал. Хотя, конечно, формальность.

КЛИЕНТ.   Лучше, если бы вы его вообще порвали. Ведь между нами всё, как раньше? Никаких недоразумений?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А вы даже не заметили?

КЛИЕНТ.   Что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Как легко из невиновного вы превратились в виновного. Причём, совершенно добровольно.

КЛИЕНТ.  Я это сделал… Вы попросили…

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  А почему тогда не признали свою вину в суде? Там же от вас тоже требовали признания?

КЛИЕНТ.   Ну… там были другие обстоятельства…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Другие. То, что я вам и говорил. Всё зависит от обстоятельств. А вы ещё не верили. Видите, как всё просто?

 

Клиент молчит.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да я и не требую от вас объяснений. Только хочу обратить ваше внимание, что данные обстоятельства, ещё даже не были «исключительными». Но вам хватило.

КЛИЕНТ.   Вы мне так и не объяснили, что там? (Указывает на дверь с надписью «Процедурная».) Как всё это происходит?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да ничего особенного. Обычное производственное помещение. Больше похоже на склад с контейнерами.

КЛИЕНТ.  И всё?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  А что вы думали там? Дыба? Всякие клещи, топоры… «Испанские сапоги». В каком веке мы живём? Всё полностью автоматизировано. Минимальная доля человеческого участия. Все контейнеры пронумерованы в соответствии с номером процедуры. Клиента помещают в нужный контейнер и больше от исполнителя ничего не требуется. Остаётся только нажать на кнопку. И всё. Ничего сложного. Любой справится. Даже вы. Дел-то – нажать на кнопку.

КЛИЕНТ.   Я бы не смог.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Мы только что выяснили, что всё зависит от обстоятельств.

КЛИЕНТ.  То было совсем другое.  

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Считаете себя лучше других?

КЛИЕНТ.  У меня есть свои недостатки, как и у всех… но есть и принципы. Определённые границы, которые ни при каких обстоятельства нельзя перейти…  Стать палачом. Даже если просто нажимать на кнопку. Нет. не могу себя представить.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А к высшей мере вас приговорили за переход улицы в неположенном месте?

КЛИЕНТ.  Это другое. Вы же не знаете…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Знаю. Вы виновны. Так?

КЛИЕНТ (неохотно). Да.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что так неуверенно? Вы же только что меня в этом убедили. И в правильности решения суда… Ну! Ваши слова? Или опять будете юлить?

КЛИЕНТ.  Да. Я не понимаю, чего вы от меня хотите?

 

5. ОБРАТНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО № 2

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  А хотите я ещё раз докажу, что ваши принципы ничего не стоят.

КЛИЕНТ.  С чего вы решили?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А вот обстоятельства значат многое.

КЛИЕНТ.  Много вы знаете обо мне и о моих принципах.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Боюсь, вы тоже мало что о них знаете. (Оценивающе смотрит на Клиента.)

КЛИЕНТ.   Почему вы опять так на меня смотрите. Мне кажется, вы опять что-то задумали. Что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Сейчас узнаете. Пора переходить к заключительной стадии.

 

Клиент хочет что-то возразить…

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Пожалуйста, не перебивайте. Это очень важно то, что я сейчас скажу. Готовы?

КЛИЕНТ. Да, да, я слушаю…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ещё раз повторяю, чтобы вы сосредоточились. Сейчас будет очень важное сообщение. Я вам обязан это сказать. Иначе это будет серьёзным служебным нарушением. Отклонением от Протокола. Вы меня внимательно слушаете?

КЛИЕНТ.  Это что-то важное? Это как-то может повлиять?..

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Это очень важно. Это сделано специально для таких как вы. Сейчас поймёте. Чтобы избежать судебных ошибок. Понимаете?

КЛИЕНТ.  Да, да. Продолжайте.

ИСПОЛНИТЕЛЬ (очень медленно выделяя каждое слово). Судебная система, к сожалению, далеко несовершенна. Уверен, что вы с этим согласны. И нередко, даже при самом тщательном рассмотрении дела, допускает судебные ошибки при вынесении приговора. Понимаете, о чём я?

КЛИЕНТ.  Да-да… Продолжайте.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Особенно пристальный интерес привлекают дела, когда обвиняемый так и не признал свою вину.

КЛИЕНТ.   Это как раз…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не перебивайте… И вот в таких случаях, судебная система производит ещё одну дополнительную проверку. Как бы даёт приговорённому ещё один последний шанс. Пока всё понятно?

КЛИЕНТ.   Что вы имеете в виду?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Для этого в судебной системе предусмотрен ещё один особый, секретный, контролирующий орган. Отдел. Так и называется – «Окончательная проверка».  Слышали о таком?

КЛИЕНТ.  Нет. А как это касается меня?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Самым прямым образом. В спорных случаях, как раз как ваш, когда вина обвиняемого не может быть доказана со стопроцентной уверенностью. А сам обвиняемый так и не признаёт себя виновным… Вы же не признали себя виновным в суде?  Вот на этот случай и существует секретный протокол дополнительной проверки.

КЛИЕНТ.   Ничего не понимаю. Что это значит?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Типа дополнительного следственного эксперимента. Чтобы избежать судебной ошибки.

КЛИЕНТ.  Будет ещё какой-то следственный эксперимент?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Нет. Вы не поняли. Он уже был.

КЛИЕНТ.  Вы меня совсем запутали. Что значит – был? Когда? Были только какие-то медицинские обследования…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вы опять ничего и не поняли. Шуточки, прибауточки… Все эти медицинские приборы, рост, вес, давление… Думаете, это было главной целью проверок? Нет, основной тест был в другом. Я же вас всё время провоцировал, а вы даже ничего не заметили. Все эти игры в «виновен-не виновен». Досрочно подписанный отчёт о уже якобы проведённой процедуре. Думаете, просто так?

КЛИЕНТ.  Подождите. Можете подробно объяснить? Я же вижу, это важно…  Вы сказали: судебная проверка… Дополнительная… Это хорошо… Это значит, чтобы пересмотреть решение суда. Это значит – у них были сомнения в моей виновности? Так?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ключевое слово – «были».

КЛИЕНТ.  Почему «были». А сейчас? Что изменилось?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Изменилось то, что вы сами вот тут, в этой комнате официально, добровольно, неоднократно… признались в том, что вы – ВИ-НО-ВНЫ. Во так вот по слогам Очень чётко произнесли. Несколько раз.

КЛИЕНТ.  Это и была та самая проверка? Судебный эксперимент?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Наконец-то вы поняли. Всё! Больше никаких сомнений ни у кого нет. Вы сами своим чистосердечным признанием – фить! – одним махом зачеркнули все сомнения на ваш счёт.

КЛИЕНТ.  Вы хотите сказать, что у меня был шанс доказать свою невиновность и изменить приговор?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Наконец-то начинаете что-то понимать.  Был. Но вы его профукали, когда доказывали мне свою «виновность».

КЛИЕНТ.  Это было под давлением. Вы меня вынудили. Запугали.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вспомните: я ещё с вами не соглашался. Не верил в вашу виновность. Искренне хотел вам помочь. Но вы же настаивали. Сами всё сказали. Заставили меня поверить. 

КЛИЕНТ.  Это вы во всём виноваты. Поставили меня в такие обстоятельства.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Именно, что обстоятельства. Я вам сразу так и сказал. Всё дело в них.

КЛИЕНТ.  Как же это могло произойти?.. Был шанс… А теперь… (Поднимает голову и кричит вверх в полный голос.) Я невиновен! Не-ви-но-вен!

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Поздно. (Указывает рукой наверх.) Всё уже зафиксировано.

КЛИЕНТ.  Как же так… И нельзя ничего, повторно…

 

Исполнитель отрицательно покачивает головой.

 

КЛИЕНТ.  А теперь что? Всё? Или есть ещё что-то?

ИСПОЛНИТЕЛЬ (указывает на дверь «Процедурной»). Теперь только туда.

КЛИЕНТ.  Как я вас ненавижу! Как вы могли? Вам это доставляло удовольствие играть со мной? Не могли мне как-то намекнуть? Что вы за человек? Натуральный палач.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Исполнитель.

КЛИЕНТ.  Да, я помню. Чтобы не травмировать. Только это вы не для нас придумали. Это вы для себя. Чтобы себя не травмировать.  Сыночек спросит: «Папа, ты кем работаешь?» - «Исполнителем». Всё лучше, чем палач. Откуда вас только берут таких?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вы не поверите, практически – кто угодно. Всё зависит от обстоятельств.

КЛИЕНТ.  Да пошли вы…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да не переживайте вы так… Да что с вами? Хотите ещё выпить?

КЛИЕНТ.  Был шанс… Как же так!

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да не убивайтесь вы так. Да хватит ныть. (Даёт пощёчину Клиенту.) Всё? Успокоились?

КЛИЕНТ.  Можно воды?

ИСПОЛНИТЕЛЬ (наливает Клиенту воды). Адекватны? Готовы выслушать? Короче. Хочу извиниться.

КЛИЕНТ.   Вы? Извиниться?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да, нам палачам, ничего человеческое не чуждо. Можем между ломкой костей, в качестве разнообразия ещё и извиниться.

КЛИЕНТ.  За что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  За всю эту историю с дополнительной судебной проверкой… Следственным экспериментом. Что так смотрите? Короче – не было никакой судебной проверки, эксперимента.

КЛИЕНТ.  А что же это было… Вы же сказали, что есть специальный отдел. Секретный. Хотели получить признание. Дать мне шанс…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да не было ничего. Вы заявили, что никакие обстоятельства не могут повлиять на ваши принципы. Было?

КЛИЕНТ.  Не помню. Может быть. И что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А я позволил себе в очередной раз доказать важность влияния обстоятельств на принятие решений.

КЛИЕНТ.  И что?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да что вы заладили: «И что? И что?» Всё! Не было никакого дополнительного судебного эксперимента. Шутка! Извиняюсь. Да – жестокая. Но вы-то поверили. И сразу к чертям собачим полетели все ваши принципы. И вы опять – невиновны… Вот это и есть обстоятельства. И чем жёстче они окажутся, тем на большее вы сможете пойти. И что вы там говорили, про границы? Нет никаких границ, за которые нельзя зайти. Есть только разная степень обстоятельств.

КЛИЕНТ.   Был-не был эксперимент. Был – не был шанс…, да я вообще уже не знаю, чему тут можно верить?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да, собственно, это и не требуется.  Да и времени не осталось. Всё. Прошу.  (Открывает дверь с надписью «Процедурная» и делает приглашающий жест.)

Клиент не трогается с места.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Лучше сами. Поверьте, для всех будет лучше.

КЛИЕНТ (делает несколько неуверенных шагов в сторону двери). Уже? Прямо сейчас?..

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Все формальности выполнены. Ничего не мешает приступить непосредственно к исполнению. Пора.

КЛИЕНТ.   Я понимаю. Просто это трудно так сразу… ну, вы понимаете. Одну минутку…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Пора.

КЛИЕНТ.  Конечно. (Делает шаг в сторону двери, но опять останавливается.) А помните, как в начале было?  Последняя просьба. Можно последнюю просьбу? Закурить?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вы уже просили. И выкурили последнюю. Да и зачем вам? Вы же не курите.

КЛИЕНТ.  А… А выпить? Вы мне тоже в прошлый раз предлагали. Тоже нельзя?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Выпить я вам налью. Хоть и не по протоколу. Дважды не полагается. (Наливает и даёт стакан Клиенту.)

КЛИЕНТ (пьёт очень маленькими глоточками). Мало как налили. А я ведь тогда так и не произнёс речь. Последнее слово. А вы сказали, что можно. А я, дурак, отказался. Может быть, я сейчас и скажу?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ну что мы будем мучить друг друга. Вы же и сами знаете, что оратор из вас никудышний. Допили? (Забирает стакан.)

КЛИЕНТ.  Последний вопрос. Самый последний. И обещаю, что потом всё сделаю, как вы скажете. Всего один.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Договорились. Один и последний.

КЛИЕНТ.  Да. Обещаю. Спасибо. Я про этот телефон. Он же здесь для чего-то поставлен?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Когда-то, наверное, был поставлен для экстренной связи. Всё?

КЛИЕНТ.  Да. Нет! Для экстренной связи. Правильно. Я видел в кино такое бывает. В самую последнюю минуту, вот как сейчас, телефон звонит и всё отменяется. Ведь это же как раз для таких случаев? Экстренных. Может, стоит немного подождать? А вдруг он зазвонит?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Сколько лет здесь работаю, он никогда ни разу не зазвонил. Да он и не работает. Вы же пробовали по нему позвонить. Вы обещали, что больше вопросов не будет. Проходите.

КЛИЕНТ.  Присядем? На дорожку… Одну минуту и всё. Потом – всё, что вы скажете. Всего одну.

 

Садятся на стулья. Сидят молча.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ (встаёт). Пора.

КЛИЕНТ.  Неужели уже прошла минута? Так быстро. (Нехотя поднимается. Идёт в сторону двери. Уже на самом пороге останавливается и оборачивается в сторону телефона.)

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Никогда не звонит. Да он даже и не подключён. Видите, даже провода нет. Таких уже и не делают. Всё. Входим. (Подталкивает перед собой в дверь Клиента. Тот исчезает внутри комнаты.)

 

Неожиданно раздаётся звонок телефона.

 

6. ТЕЛЕФОН.

Исполнитель на секунду замирает, а потом резко захлопывает дверь в «Процедурную», за которой находится. Клиент.

Клиент пытается изнутри открыть дверь, но исполнитель плотно прижимает её своим телом.

КЛИЕНТ.  Телефон! Вы что, не слышите?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вам показалось.

 

Звонок телефона.

 

КЛИЕНТ.  Вот опять. Звонит. (Налегает изнутри на дверь.)

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Это не нам.

КЛИЕНТ.  А кому ещё? Откройте! (Стучит в дверь.)

 

Исполнитель отпускает дверь. Клиент вваливается в комнату, при этом чуть не сшибив с ног Исполнителя.

Оба, молча, некоторое время смотрят на звонящий телефон.

 

КЛИЕНТ.   Почему вы не отвечаете? Надо ответить.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Он не может звонить. Вы же видели, он даже не подключён.

КЛИЕНТ.  Но он звонит. Хотите я отвечу?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не надо. Я сам.

 

Исполнитель подходит к телефону, берёт трубку, некоторое время слушает, а потом молча кладёт трубку на телефон.

 

КЛИЕНТ.  Что? Что это было? Что сказали?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Ничего.

КЛИЕНТ.   Как? Как это – «ничего»? Я же видел, вы слушали. Вам что-то говорили. Вы должны сказать. Вы не имеете права скрывать. Что это было?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ошиблись номером.

КЛИЕНТ.   Ошиблись номером? Вот на этот телефон, на который никто никогда не звонит, ошиблись номером? Я вам не верю. Кто ещё может знать этот номер? Он же наверняка очень секретный. Для особых случаев. Это не может быть ошибкой.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Шутка. Последняя. Обещаю. (Снимает с себя белый халат. Садится за стол. Расстёгивает воротник рубашки, ослабляет галстук.)

КЛИЕНТ.  Чёрт бы вас побрал с этими вашими шутками. Вы мне всё время врёте. И сейчас опять. И ещё… Что-то произошло? Я вижу. Вы какой-то совсем другой.  Процедура отменяется? Это – то самое? Да? Отмена?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Пока неизвестно.

КЛИЕНТ.  А что ещё может быть? Это точно не ваши очередные идиотские шуточки? Проверочки? Скажите, что это не вы.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Это не я.

КЛИЕНТ.  И что теперь?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да успокойтесь вы. Он позвонит. Обязательно позвонит. (Садится за стол и начинает что-то писать.)

КЛИЕНТ.  Что вы делаете?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Потом узнаете.

КЛИЕНТ.  Он точно ещё позвонит?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я же сказал.

КЛИЕНТ.  Долго ждать?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не знаю.

КЛИЕНТ.   А если он не позвонит, что мы будем делать? Всё отменяется?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Нет. Процедура состоится в любом случае.

 

Телефон начинает звонить.

 

КЛИЕНТ.  Кто ответит? Вы или я? Если вы не ответите, то я сделаю это сам.

 

Клиент встаёт и направляется к телефону.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Мой совет: не берите трубку.

КЛИЕНТ.  Почему? Может быть, это как раз по поводу меня.

 

Звонит телефон.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Просто неизвестно, что для вас окажется хуже.

КЛИЕНТ.  Хуже? Для меня? В моих обстоятельствах? 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вот в них-то всё и дело. В обстоятельствах… Помните, я вам говорил?

КЛИЕНТ.  Вы ещё говорили, что он никогда не звонит. Зачем?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Наверное, хотел сказать, что не помню, когда он звонил в последний раз.

КЛИЕНТ.  Значит, всё-таки один раз он звонил?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да.

КЛИЕНТ.  И когда это было?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Давно. Очень давно.

КЛИЕНТ.   И кто это там… Кто это звонит?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Вы не понимаете. Тут гораздо важнее не кто, а кому предназначен этот звонок.

КЛИЕНТ.  Кому он может быть предназначен... Вам, наверное. Это наверняка отмена приговора. Так всегда бывает в кино. В последнюю минуту… Вот так вот звонит. Хотите, я передам вам трубку, вам скажут, что я не виновен, что меня надо отпустить. (Протягивает руку к трубке.)

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Стойте! Это совсем не то, что вы думаете. Это – не как в кино. Совсем не как в кино… Это – совсем другое. Поверьте, потом вы будете очень жалеть, если ответите на этот звонок.

КЛИЕНТ.   Да пошли вы к чёрту. Что мне терять? (Звонки смолкают. Клиент поспешно хватает трубку.) Алё! Алё! Я вас слушаю! Алё… Опоздал. Это всё из-за вас. Будьте вы прокляты! У меня был шанс. Уже который раз. И опять из-за вас я его упустил. Что вы молчите? Вы же знаете, почему он звонил?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Знаю.

КЛИЕНТ.  И специально мне помешали? Что вы за человек такой? Вам так важно привести этот приговор в исполнение? Какое вам дело: буду я жив или нет? Что для вас изменится? Одним больше-меньше…  (Берёт трубку, прислушивается.) Алё! Алё! Тишина.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Не волнуйтесь, они перезвонят.

КЛИЕНТ.  Так я вам и поверил. Точно перезвонят? И вы знаете, что они скажут?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. В точности до слова.

КЛИЕНТ.  Почему вы так уверены?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Потому что когда-то точно в таких обстоятельствах я уже ответил на этот звонок этого телефона.

КЛИЕНТ.  Вы? Что вы имеете в виду… Точно в таких обстоятельствах – как вы сейчас. Или – как я? На чьём месте вы были?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Как вы. На вашем месте.

КЛИЕНТ.  И как же вы тогда оказались… На своём… На другом… Даже не знаю, как правильно сказать… Ну на этом месте?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Очень просто: вам сделают предложение.

КЛИЕНТ.  От которого нельзя отказаться?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Почему нельзя? Можно.

КЛИЕНТ.  Да это я так, к слову. Просто так говорится… Вырвалось само собой. Как вы говорите: шутка.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Только это не шутка.

КЛИЕНТ.  А что за предложение?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Бросьте. Вы уже и сами всё поняли. Либо – сюда, на моё место, в исполнители. Либо – туда (Указывает на дверь с надписью «Процедурная».)

КЛИЕНТ.  Предложение, от которого нельзя отказаться…

ИСПОЛНИТЕЛЬ. На самом деле – да.

КЛИЕНТ.   Да с чего они решили, что из меня получится… исполнитель?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Обратили внимание, вы не сказали - «палач». Понимаю. Палачом себя трудно сразу представить. А исполнитель… звучит как-то нейтрально. Почти как – администратор, …  работник… И детки спросят: «Папа, а кем ты работаешь?» Не стыдно ответить. Да? Ваши слова.

КЛИЕНТ.   А нельзя так… Я просто спрашиваю, вы не подумайте, что я уже что-то решил. Но, если я, к примеру, соглашусь. Это только для примера… Если предположить, что соглашусь…  А потом выяснится, что я не подхожу по каким-то причинам. Профнепригоден… По здоровью… Меня отпустят? Могут уволить? Не могут же меня опять сюда. Или… Или могут?

ИСПОЛНИТЕЛЬ (продолжает что-то заполнять). Вот. Вы уже на правильном пути. Вы уже ищите и находите оправдания для того, чтобы снять эту трубку.

КЛИЕНТ.   Ничего я не ищу. Не равняйте всех на себя. (Через паузу.) А они точно перезвонят?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Ещё один раз точно.

КЛИЕНТ.  Почему только один? Откуда вы знаете, что ещё только один?

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Я поднял трубку после второго раза. Поэтому знаю, что ещё один звонок будет точно.

КЛИЕНТ.  Значит, может быть и больше?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А может и не быть.

КЛИЕНТ.  Вам нравится меня дразнить?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Я хочу вас предупредить. Чтобы потом не пришлось жалеть.

КЛИЕНТ.  А вас в своё время тоже предупреждали?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Да.

КЛИЕНТ.  «Дежавю». Ощущение, что уже когда-то был в подобной ситуации или в подобном месте…  И что вы выбрали? Простите, идиотский вопрос. Я просто в таком состоянии. А почему они вообще звонят именно сейчас? Вы же говорите, что раньше не звонили. Очень давно не звонили.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Наверное, решили, что вы им подходите. А меня пора…

КЛИЕНТ.  Ага. Только меня забыли спросить. И почему именно я? Вот с чего они решили, что именно со мной можно?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Это не ко мне.

КЛИЕНТ.  А вас? Вы знаете, за что вас хотят заменить?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Думаю, что за отклонения от протокола.

КЛИЕНТ.  Так строго?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Служебное несоответствие. Примите к сведению. Будете следовать инструкциям и будет у вас всё хорошо. (Отрывается от заполнения бумаг и бросает взгляд на Клиента.) Вы будете следовать.

КЛИЕНТ.  Что вы за меня всё уже решили? Не удивлюсь, если вы опять врёте. Опять поразвлекаться решили… Вот за это вас, наверное, и хотят выгнать.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Можете не верить.

КЛИЕНТ.  С чего я вам должен верить? Вот сейчас позвонят и окажется что это совсем другое. Совсем не то, что вы говорите. Да?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. У вас ещё есть время подумать. До следующего звонка. Но они, как правило, не ошибаются.

КЛИЕНТ.   А что будет с вами?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Туда. (Указывает рукой на дверь с надписью «Процедурная».)

КЛИЕНТ.   И кто это исполнит?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Вы. Так это работает.

КЛИЕНТ.  Но тогда получается, что это всего лишь отсрочка. А что будет потом?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Потом? Потом всё просто – контейнер № 7.

КЛИЕНТ.  Это как?

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Придёт время, узнаете. Впрочем. Вы можете отказаться. Вам решать.  Да вы уже и решили.

КЛИЕНТ.   Вот только не надо… Не надо! Что вы на меня давите? Психолог нашёлся. Ничего ещё не решено. Кто бы вообще говорил. Скольких вы уже? Вам туда самая и дорога.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А я и не спорю. (Заканчивает писать. Бегло просматривает написанное.) Вроде всё правильно. (Достаёт печать и сильно со стуком опускает её на заполненный бланк.) Ну вот и всё.

КЛИЕНТ.  Но это неправильно. Они не оставляют мне выбора.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Почему же? Выбор всегда есть. (Указывает рукой в сторону «Процедурной».)

 

Клиент ничего не отвечает. Продолжает напряжённо смотреть на телефон.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Понимаю, обстоятельства…

КЛИЕНТ (подходит к телефону, снимает трубку, прикладывает её к уху). Алё! Алё! Тишина. Даже гудков нет. В этих старых телефонах ведь должен быть гудок? (Кладёт трубку на место.)

ИСПОЛНИТЕЛЬ.  Да вы не волнуйтесь. Они позвонят. А у вас зато есть пока ещё время подумать. А вот мне теперь уже точно некуда спешить. Мы, можно сказать, поменялись, ролями. Дадите закурить? Теперь у меня есть на это полное право. Последняя просьба. Можно те же, которые и вы выбрали. (Спасибо. Закуривает сигарету.) И, если не трудно, плесните в стакан из той бутылки. Для себя держал. Знал, что рано или поздно пригодится. О! Обратили внимание, вы уже начали выполнять мои обязанности. А говорили не получится.

КЛИЕНТ.  Ничего я не выполняю. Вы же сами попросили.

ИСПОЛНИТЕЛЬ. И другие будут просить. Видите, совсем не трудно.

 

Клиент не отвечает.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Обиделись. А я, когда вас увидел, сразу понял, что сегодня зазвонит телефон. Что вы им подходите. Предчувствие. Вы тоже, когда придёт время почувствуете. Все чувствуют.

КЛИЕНТ.  Нет. Я не смогу. Да и не хочу. И не надо мне такой ценой… (Через паузу.) Как думаете?

 

Молчат некоторое время.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. А что тут думать? Я же понимаю: обстоятельства… Я же вам с самого начала говорил. Всё зависит от обстоятельств. А вы ещё не верили.

 

Сидят некоторое время в тишине.

 

КЛИЕНТ.  Почему они не звонят?

 

Раздаётся звонок.

 

Исполнитель указывает рукой в сторону телефона и делает жест, как будто поднимает и подносит к голове телефонную трубку.

Клиент нерешительно делает шаг в сторону телефона. Один… другой… вот он уже почти рядом. Остаётся только протянуть руку, чтобы снять трубку, но он пока этого не делает. Пережидает один звонок… другой…

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Будьте осторожны, у этого стула надо периодически подбивать правую заднюю ножку. Вы видели, где я держу молоток.

 

Звонки телефона. Клиент по-прежнему стоит в нерешительности рядом с телефоном.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. И ещё: вы не обязаны угощать своей выпивкой. Да вы и не станете. Казённое пойло вон в том шкафу. Там же и сигареты. Сигары не полагаются. Но я держал несколько штук.

 

Звонки телефона.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Насчёт ненормированного рабочего дня я вам тоже соврал. Нормальный, как у всех. Сверхурочные не оплачивают. Поэтому, «последнее слово» и не входит в протокол. Но… Я бы всё-таки советовал… Чисто по-человечески.  Даже если не оплачивают.

 

Звонки телефона.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ. Всё. Докурил. (Приветственно поднимает руку со стаканом.) Желаю успехов на новом трудовом поприще. (Выпивает содержимое стакана. После небольшой паузы встаёт и направляется в сторону двери с надписью «ПРОЦЕДУРНАЯ».)

Я вас там подожду. Контейнер номер семь, не перепутайте. Это у нас тоже – как бы традиция. Запомнили? Номер семь. Акт я уже составил. Лежит на столе. Потом только впишите время. (Уходит.)

 

Клиент продолжает в нерешительности стоять рядом со звонящим телефоном.

Снаружи слышны звуки работающего конвейера и периодически повторяющиеся вызовы по громкой связи: «Следующий!»

Телефон продолжает настойчиво звонить.

Как если бы те, на другом конце провода, были твёрдо уверены, что рано или поздно на их звонок обязательно ответят.

 

 

 

Март 2024 г.